Tuesday, December 16, 2008

ИТ, ИБ и Бизнес. Кто с кем?

Я постоянно писал о том что у ИТ и ИБ общие интересы и в их отношениях нет места конфликту. Но сам, тем не менее, на практике постоянно прнимаю участие в своего рода выяснениях отношений с подразделениями ИТ. Самое печальное во всей этой ситуации, что, как правило, ИТ умело использует Бизнес для прикрытия своей безалаберности. В этом случае складывается совсем уже парадоксальная ситуация: представители Бизнеса вместо того, чтобы требовать от ИТ реализации требований ИБ, поскольку речь идет о защите их системы, занимают позицию ИТ и требуют от ИБ снизить требования. Складывается впечатление, что ИБ действует исключительно в личных интересах, преследуя какую-то сумеречную цель безопасности ради безопасности. Попробуем разобраться в ситуации.

И ИТ и ИБ - сервисы Бизнеса. ИТ и ИБ обеспечивают Бизнес необходимыми системами для его эффективной работы. Ни ИТ, ни ИБ не имеют смысла сами по себе, оба направления сугубо прикладные и не нужны в условиях отсутствия Бизнеса. Разница между этими подразделениями только в том, что ИТ обеспечивает работоспособность сервиса, а ИБ, сильно упрощая, - его качество. Конфликт интересов ИТ и ИБ возникает тогда, когда ИТ пытается продать Бизнесу некачественный сервис, ущемляя тем самым интересы ИБ. В этом случае, говоря совсем уж простым языком, ИТ просто обманывает бизнес, продавая ему брак по цене высококачественного сервиса. Заявления ИТ о неадекватности требований ИБ тоже не имеют под собой основы, так как у ИБ, нет мотивации навредить ИТ, выдвижением высоких требований к сервису. Единственное, чем руководствуется ИБ при составлении требований к системам ИТ - защита Бизнеса от брака, так как у последнего нет компетенции в данном вопросе. Мотивация же ИТ, напротив, очевидна: продать продукт с низкой себестоимостью (брак) по цене качественного сервиса.

В заключение хочется отметить прописную истину, заключающуюся в том, что Бизнес даже в рамках обширного тестирования никогда не проверит безопасность системы. Проблема кроется в том, что в рамках тестирования конечные пользователи проверяют, что все что им надо делать в рамках своих обязанностей - работает, тогда как для ИБ более интересным
(и вместе с тем гарантом качества) является подтверждение того, что все, что не надо делать бизнес-пользователям в системе - не работает. В этой связи, уважаемые представители Бизнеса, не надо идти на поводу у ИТ, не пренебрегайте требованиями ИБ, ведь только они могут вас хоть как-то защитить от разгильдяйства со стороны ИТ.

No comments: